13:57

Наша мама - не ваша мама!
Я решил написать серию статей о трилогии "Terminator". Рецензия на третью часть уже опубликована на моём дневнике, но следует рассматривать её хронологически - я укажу, когда вы должны её прочитать, чтобы составить полное впечатление о том, что же я попытаюсь до вас донести.

Данной статьёй я открываю серию. И, как положено, посвящу её вводной части, общим словам и моментам, важным для анализа и понимания трилогии в целом.

Дома у нас с 88 года стоял бог знает где раздобытый советский видеомагнитофон. Кстати, он был очень прикольный. Кассета засовывалась внутрь не как обычно, а со специальной полочки. Нужен был блок pal-secam, чтобы смотреть фильмы в цвете, но мы его так и не заимели, так что первые голливудские шедевры я ценил в ч/б варианте. "Кровавый спорт", "Полицейскую академию", "Шанс выжить", "Том и Джерри", ну и, разумеется, "Терминатор". Первый. Как известно, видеорынок Советского союза наполнялся фильмами, в общем, бесконтрольно и нелегально, так как содержание видеосалона было делом незаконным.

В общем, это не плохо и вполне закономерно, так как чего только к нам тогда не пёрло. Люди всерьёз обсуждали фильмы Брюса Ли, как шедевры; ставили на одну полочку в своём сознании, скажем, "9 1/2 недель" и "Греческую смоковницу"; у нас, дошкольников, бытовало определение "самый сильный", характеризовавшее творческое амплуа Чака Норриса, Брюса Ли (тогда мы говорили и писали его как "Брусли", именно так, одним словом и через У), Ван Дамма, Джеки Чана, Сильвестра Сталлоне и, конечно, Арнольда Шварцнеггера. Именно в таком порядке я бы их тогда и расставил, по возрастанию силы. Ясно было, что Шварца не заломает никто, но, по общему мнению, какие-то шансы на это имел лишь Сталлоне.

Личность Шварцнеггера была окружена мифами и легендами: мой друг, не имевший серьёзного опыта в просмотре кино, осторожно интересовался у меня, существует ли Арнольд на самом деле; один мой знакомый, имени которого история не сохранила, ходил и спрашивал у всех - знаете ли вы, кто такой Шварцнеггер? Только не Евгений, а Арнольд? Бедный советский сказочник, думаю, ворочался в гробу; апофеозом превращения мистера Олимпия в жителя Олимпа стал выход на телеэкраны фильма о сьёмках Терминатора-1, после чего все дети вокруг меня окончательно уверились: Арнольд Шварцнеггер сделан из железа. Об этом рассказывали создатели фильма. И показывали. А братик мой младший уже году в 96м, предлагая мне поиграть в киносьёмки, спросил: а как назовём кино? Арнольд Шварцнеггер против другого Арнольда Шварцнеггера? Правда, он всего лишь 91го года рождения.

Но суть, я думаю, ясна всем - личность Шварца затмевала в наших юных очах всё, что происходило на экране помимо него. То есть, я, конечно, знал, о чём речь в "Терминаторе", но, как мне кажется, именно восприятие дошкольника было самым характерным для тогдашнего мира кинолюбителей. Отсюда и странные жанровые определения - "боевик", "фантастика", "эротический фильм"... Под определение "боевик" попадали, таким образом, и "Крёстный отец", и "Кровавый спорт", и "Робот-полицейский". Логика была проста - дерутся - значит, боевик. Про роботов - значит, фантастический боевик. Мы, детишки, тогда и помыслить не могли, и это, в общем, нормально, о том, что в фильмах бывает "философия" или "психология". Слов таких дети не знают, и ругать их за это бессмысленно. Дети воспринимают яркую картинку, и на то они и дети.

Так вот, главным украшением фильма "Терминатор" был сам Терминатор. (Кстати, Терминатор - перевод неправильный. Terminate - уничтожать, ликвидировать. Кайл Риз говорит Саре Коннор - ты приговорена к уничтожению, к "терминации". Но есть русское слово "терминатор", граница света и тени на поверхности, например, Луны. Правильным переводом было бы "ликвидатор" или "уничтожитель".) Нам было очень кайфово видеть, как чувак разрезает себе руку и шевелит железками в запястье, нам нравилось звучное словосочетание "Сара Коннор", мы улыбались, слыша имя "Кайл Риз", оно казалось нам забавным. Мы собирали наклейки, правда, несколько позже. У меня лично был плакат из журнала "Огонёк" с пол-мордой кожаной, пол-мордой железной.

Но когда мы подросли, стали умнеть и даже интеллектуализироваться=), то всё, что в детстве казалось нам, ребзя, зыкинским, автоматически перешло в разряд ацтоя. И вот тут-то и сказалось неграмотное разделение на жанры и неконтролируемый поток видеопродукции. Философская притча "Терминатор" - 1,2 - оказалась в нашем сознании тесно увязана с сатирическим комиксом "Robocop" и с жёстким и гротескным фильмом о войне - первой частью "Рэмбо". В детстве нас пёрло ото всех трёх фильмов за счёт обилия драк, трюков, успешного функционирования "самых сильных".

Мы выросли и, доверишись своим детским неправильным логическим связям, решили, что все три фильма - это "тупые американские боевики". Да. Мы все заболели Тарантино. А теперь мы, поколение детишек 80х, взрослеем, и кое-кто уже начал пописывать в газетки, кое-кто - учить новых детишек, а кое-кто, боюсь, готовится стать членом комитета по культуре. И вот я читаю в газете "Петербургский телезритель" статью некой молодой журналистки, то ли Жанны Карениной, то ли ещё кого-то, и она так, мимоходом, замечает про какое-то кино, что мол "ну если сравнивать этот фильм с тупым "Терминатором", то этот фильм хорош"... ДУРА!!!!! Мне самому пора в комитет по культуре!!! Я буду увольнять с волчьим билетом журналистов, которые не понимают, что "Терминатор" - это шедевр, что это никакой не боевик, вернее, это такой же action, как "Броненосец Потёмкин" - политический триллер или "South park" - мультсериал. Жанровые признаки налицо, не спорю. Но трюки и драки в нашем с вами любимом фильме - это не самоцель, а краска, прекрасно создающая настроение и работающая на идею. На мысль.

А то вот ещё есть фанаты "Матрицы". Внимание тем, кто считает выдающимся философским сюжетом "Матрицу" - это всё уже было! Джеймс Кэмерон до "Титаника" снял уже всё и всё рассказал о войне с машинами! Ребята! Матрица вторична, хоть она и повсюду...

Комментарии
17.01.2005 в 22:09

хрен до тебя дозвонишься, сонце мое. зайцева запарилась.

хотела спасибы выразить.

все же ты безумно мил, даже убеждая меня, что моя жизненная платформа неверна))))

спасибо, что помог с барахлом. спасибо за тебя, такого милого - и ваще уникальный ты чел-к)))))))

и за напутствие - тоже. золотые слова!

передай спасибо Вассе, что пришла провожать) на самом деле, для меня это значимо)

и Диме, плиз, привет передай. жаль, что с ним я так и не успела увидеться.

скучаю по вам.

20.01.2005 в 20:14

Друг парадокса
Думаю, что у тебя восприятие того школьника и осталось. Терминатор вряд ли претендент на самый лучший психологический триллер всех времён и народов. Мне он нравится именно своей простотой. В отличие от Матрицы, где пытались с помощью заморочек навести философию. Но Матрица мне тоже нравится =) Наверное потому что время сейчас такое - народ хочет сложно выразить простое, потому что просто его уже выразили и можно сделать скидку на это.

А фильмы, которые ты перечислил (хоть и перечислял ты актёров), кроме Терминатора, Хищника и Универсального солдата, я не смотрел. Видел только отрывки с участием всех этих актёров. Ещё мне из Унисола понравился Дольф Лунгрен (кажется, так его имя пишется?).



В общем, насчёт "ДУРА!!!" согласен - своему времени свои герои (ещё можно было бы добавить про того же Ницше, но лениво сочинять предложения). Но ничего не попишешь - всё больше и больше убеждаюсь в правильности мнения "количество интеллекта на планете - константа", со всеми вытекающими...



А вообще, хотел написать про "русское слово" "терминатор" - оно такое же русское, как и римские цифры =)
23.01.2005 в 00:11

Никогда в жизни не ставила вышеупомянутый "Терминатор 1-2" в один ряд с вышеупомянутыми же фильмами. Не в обиду никому, но как раз "Рембо", "Робокоп" и иже с ними мною воспринимаются как низкосортные. Не получается у меня их оъединить под одним заголовком, даже с пометкой "тогда". Возможно, потому, что не было тогда у меня видеомагнитофона, и я была избавлена от необходимости все это видеть, а посмотрела несколько позже, по телеку, что все-таки немного меняло восприятие. Тогда как этот - я даже больше его оценила, посмотрев (вернее, пересмотрев) в более взрослом возрасте. И еще: очень мало есть фильмов, вторая часть которых лучше (качественнее, зрелищнее, интереснее - нужное подчеркнуть) первой. Тут - практически исключение из правил получилось. А вот третью - лучше бы не снимали, имхо.

А "Матрица" мне тоже нравится. Но только, опять же, 1 часть (тут исключения не получилось).
24.01.2005 в 10:49

Наша мама - не ваша мама!
2Just1869 - Такое же русское, как и римские цифры, как и слово "Рим", и слово "цифры", и слово "русский", если уж по большому счёту=).

2Nekleo - "Рэмбо" - низкосортный фильм? Надеюсь, ты внимательно смотрела его. Дело в том, что большинство людей путают вторую часть с первой. Действие первой части происходит в США много лет спустя после Вьетнама. А второй и третьей - до. А что до "Робокопа", то Пауль Верхувен - неплохой режиссёр ивряд ли мог снять шнягу. Это, конечно, не аргумент, но ИМХО "Робокоп" - прекрасный сатирический комикс, и я бы поставил его в один ряд с "От заката до рассвета" или "Вспомнить всё". Или "Кто подставил кролика Роджера". Ни на секунду не сомневаюсь в твоём вкусе, но опять же, для большинства моих знакомых жанровые признаки в данных фильмах заменяют оценочные критерии - раз про роботов, значит, несерьёзно, раз без спасают мир - значит, не смешно.
24.01.2005 в 11:12

Ни на секунду не сомневаюсь в твоём вкусе

ну почему же, можешь и усомниться :)))

по поводу жанра - я просто не очень люблю кино, снятое по комиксам. Пусть даже и сатирическое. И я же сказала, что оно мною так воспринимается, и это не значит, что так и есть. ВотЪ. Просто лично я не заставлю себя еще раз посмотреть того же кролика Роджера и пр. Потому что для меня это - не то кино, которое стОит пересматривать. Или даже вообще смотреть. Исключительно ИМХО.
24.01.2005 в 12:08

Наша мама - не ваша мама!
2 Nekleo - а чё в аське не отвечаешь?

Ну ведь жанр не может быть показателем качества. "Капитанская дочка" - это приключения, "Вечера на хуторе близ Диканьки" - фантастика, "Эдип-царь" - детектив...
24.01.2005 в 20:21

Друг парадокса
и слово "русский", если уж по большому счёту

Не соглашусь.

Потому что "русский" использовали киевские князья, когда объединили росов. И персы и вавилоняне.

Но корней всё равно фиг найдёшь =)



nekleo

А зачем их объединять? =)

Ты для своей фильмотеки придумываешь классификацию и рубрикацию? ;)

"Кто подставил кролика..." не смотрел и смотреть не буду.

А Робокопа посмотрел бы... Ностальгия, понимаешь... Я его тоже смотрел отрывками немного. Очень хотелось в детстве его посмотреть, но мне не дали. Но я как-нибудь его всё равно посмотрю.



Если кратко, то смотрю фильмы без разбивания на категории и рубрики. Просто смотрю то, что хочется смотреть, безотносительно жанра и так далее. Например, смотрел недавно Винни-Пуха, Необратимость, Resident Evil 2 и Электроника.
25.01.2005 в 12:50

а вот и неправда, очень даже отвечаю я в аське)))

жанр не может быть показателем качества.

А зачем их объединять? =)

нет, конечно, но определенные характерные признаки определенных жанров мне не нравятся. Поэтому фильм жанра, мною не любимого (читай, с нелюбимыми мною жанровыми признаками) я посмотрю только по восторженной рекомендации человека, который, как я знаю, просто так восторгаться не будет. Я не имею в виду сейчас кого-то конкретно.

Ты для своей фильмотеки придумываешь классификацию и рубрикацию?

ну, фильмотеки-то у меня и нету. Я уже где-то говорила, что мало фильмов существует, которые я бы хотела увидеть еще раз. Значит, незачем их хранить. Фффсе стираю нафффиг! :)

*в сторону* нда... вот такие эмоции возникают у меня при слове "фильмотека";)))

Я в последнее время смотрю только те фильмы, которые давно хотела увидеть. Если удается, конечно. Последний - "Прогулка" А. Учителя.
27.01.2005 в 00:53

2Just1869 - ну дело в том, что "русь" - это, по-видимому, от шведского "ruotsi" - гребец. "Варяги - Русь" из повести временных лет - это, в дословном переводе, "наёмники на гребных судах". И трансформация "руотси - русь" проходит по той же схеме, как "суоми" превращалось в "сумь".
27.01.2005 в 19:01

Друг парадокса
Росы появились до письменности за пару-тройку веков. Я ж говорю - персы и вавилоняне так у себя писали. И именно "росы", а не "русь". Русь потом уже была. По-моему, когда уже москвичи начали рулить. Нам на истории в школе рассказывали, что это было по имени реки. Позже я читал и другие теории по-поводу росов.
28.01.2005 в 02:20

Наша мама - не ваша мама!
Да, и у арабов есть рассказы про остров Россов. Ну тогда персидское.
28.01.2005 в 10:28

Друг парадокса
А почему не греческое? ;)
31.01.2005 в 02:32

Наша мама - не ваша мама!
А греческое-то с чего?
01.02.2005 в 14:49

Друг парадокса
Потому что греки со славянами раньше познакомились.
02.02.2005 в 02:12

Наша мама - не ваша мама!
Чем арабы? Тоже не факт... Греки - выходцы с Балкан, как и славяне, по идее... Но зато если славяне - скифы, то арабы им куда ближе...