Эх, не могу удержаться. Напишу про "Леона". Выдумать что-то такое, чего никто никогда не видел - вовсе не признак гениальности. Если чувак написал принципиально новый сценарий, это вовсе не значит, что он талантлив и умён. Запас выразительных средств кино почти исчерпан, недаром в последнее время так поднялся интерес к восточному кино или к иным принципам съёмки вроде проекта "Догма". Ларс Фон Триер или Такеши Китано - хорошие режиссёры, но они не могут больше найти себя в традиционном кино. В классической драматургии вообще меньше десятка сюжетов.

А Люк Бессон может. А Люк Бессон сумел взять давно известные произведения - "Лолиту", "Заводной апельсин", всякие киношки про учителя и ученика, переосмыслить, иначе скомпоновать - и снять настоящий шедевр. Фабула простая, очень: полицейский - наркоман - подонок, киллер - наивный, как ребёнок - святой. И где теперь добро и где зло? Совсем молодая девочка и взрослый, сильный, опытный мужчина = любовь. Любовь побеждает смерть. Всё. И это гениально.

Разумеется, это только остов. Конечно, как в любом гениальном произведении искусства, автор нащупал некие общие принципы, характерные для множества жизненных ситуаций, и зритель их чувствует, примеряет к себе и восхищается, как правило. Отношения Леона со своим работодателем, поставщиком, банкиром и душеприказчиком, отношения Матильды со своими покойными родными, отношение Леона к пацану, угощающему Матильду сигаретой, и много-много других сюжетных линий. Круто.

При изготовлении художественного произведения есть три этапа - выбор фабулы, сюжета (в случае с худжественным фильмом - работа сценариста, автора идеи); поиск наиболее подходящих выразительных средств (работа режиссёра, дизайнера, диалогиста); и, наконец, изготовление непосредственно фильма (работа режиссёра, оператора, актёров). Всё вместе должно быть связано некой сверхидеей, сверхзадачей, моралью, которая и есть суть фильма, мессадж, как принято говорить. Первый пункт я уже описал выше. Что же до выразительных средств, то за одну только сцену, где Матильда говорит, что влюбляется в Леона, потому что у неё перестал болеть живот, можно было бы дать 11 "Оскаров". Если разворачивать эту несложную сценку в сочинение, то надо сказать, что у Матильды начинаются месячные, то есть, происходит гормональная перестройка организма, Леон, будучи для неё символом отца, и при этом - коллегой по работе, занимает в её мозгу, озабоченном просыпающимися сексуальными желаниями, место любимого и желанного мужчины. Она начинает его хотеть и чувствует, будучи умненькой девочкой и взрослея, что любовь - она не в сердце, куда она сперва потянулась ручками, а несколько пониже. Но, не будучи опошленной, циничной взрослой женщиной, верно чувствует, что любовь - она не между ног. Любовь - это не сопли и не ёбля. Любовь - это вот... живот болит, какие-то мелочи, взгляд, упасть на кровать как-то по-особенному, поливай меня, если хочешь, чтобы я выросла - уупс, и уже чувствуешь себя как-то не так. Ой, что со мной... ЛЮБОФФЬ.

Про актёрскую игру могу, помимо того, что она охуенная, отметить, что она "в кассу". В "Форресте Гампе" тормозная манера игры Тома Хэнкса - в кассу, а в "Спасти рядового Райана" - она смотрится, как яйцо Фаберже, пририсованное на картину Репина. Хорошо по отдельности, вместе фуфло. А тут всё вместе. Жан Рено - не Джонни Депп. Он не потянул бы роль капитана Джека Воробья, но это не нужно ему. Его флегматичная спокойная мужественность, его благородная простодушность к месту. Натали Портман ваще гениальная деваха.